Усть-Ордынский Бурятский округ занимает чуть менее 3% на карте Иркутской области. Но, несмотря на небольшие по сибирским меркам размеры, его значение в экономической, социальной и культурной жизни Приангарья очень велико. И нет, пожалуй, в нашем регионе такого человека, у которого бы не было каких-то историй, воспоминаний, ассоциаций, имеющих отношение к этой территории.
В 2022 году округ отмечает 85 лет с момента своего образования. Сетевое издание «Орда Инфо» посвящает этому юбилею информационный проект «С округом связанные судьбы». В его рамках мы встречаемся с известными людьми, которые в разное время так или иначе приняли участие в жизни Усть-Ордынского Бурятского округа и которым есть что рассказать на эту тему.
Сегодня наш гость и собеседник – Генеральный директор ГК «Истлэнд», экс-губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко.
Широко известен факт, что задолго до того, как стать главой региона, Сергей Ерощенко принимал в жизни округа самое деятельное участие: в составе строительной бригады возводил в населенных пунктах Баяндаевского района — Нагалыке, Елененинске, Вершининске – жилые дома и сельскохозяйственные объекты. Поэтому неудивительно, что нашу беседу с Сергеем Ерощенко мы начали с вопроса – помнит ли он эти события?
— Конечно, помню. Уже будучи губернатором, я приехал в Нагалык, остановился возле одного из домов, который строил. Вышла хозяйка дома и сообщила, что картошка в её подполье в любые холода не мерзнет. Для нее это – важный критерий качества строительства. Меня приятно удивило, что здесь помнили нашу бригаду, знали, какие именно здания мы возводили, благодарили за эти объекты. И мне, спустя много лет, было не стыдно за свою работу.
Помнится, когда вы стали губернатором, у вас нередко было много претензий к строителям. Хуже стали строить?
— Скорее, отношение к работе поменялось. Помню, как в августе 2015 года я приехал в село Русские Янгуты принимать первый для себя социальный объект на территории Усть-Ордынского Бурятского округа. Это было здание средней школы. Ее строило известное на территории округа предприятие «Сибстальстрой». Строители подошли к делу, на мой взгляд, без должного понимания ответственности. На церемонию открытия приехал даже не сам генеральный директор Эдуард Мелконян, а кто-то из его заместителей. Он мне и вручил символический ключ от школы. Я зашел, посмотрел вокруг и попросил передать Эдуарду Мамиконовичу, что я его из-под земли достану, но заставлю исправить все недоделки. Надо отдать ему должное – он все исправил, а потом уже не допускал брака в своей работе.
Эта история даёт некоторое представление о том, какой тогда была Иркутская область. Все — сами по себе, каждый себе начальник, мэры – в том числе. У каждого в своем районе – словно какое-то кулацкое сообщество. Пытаешься выстроить диалог – не получается. Помню, как проходило мое первое послание. Вышел на трибуну, смотрю – даже близкие мне люди, мои соратники, ногу на ногу закинули, снисходительно ждут, что я им сейчас говорить начну. Я бумагу, которую мне подготовили, отложил в сторону – нет, думаю, тут по-другому разговаривать надо…
И разговор, в итоге, получился?
— Думаю, да. Иначе не было бы, например, такого проекта, как новая школа в селе Булуса Эхирит-Булагатского района. Весной 2013 года там сгорела старая школа. Через несколько дней туда приехали я, Сергей Фатеевич Брилка, Николай Валентинович Слободчиков, Владимир Юрьевич Дорофеев (спикер Законодательного Собрания Иркутской области и два вице-губернатора соответственно – примечание «Орда Инфо»). Смотрим – вокруг покосившиеся заборы, как-то не прибрано всё. Словом – печаль. А в 15 километрах от Булусы, в Усть-Ордынском, есть большая школа. И мы понимаем, что легче ребятишек из Булусы в эту школу на автобусе возить, чем тут что-то строить. Такое решение, собственно, и готовилось, никто не собирался школу восстанавливать.
Ну а люди в Булусе гостеприимные. Приглашают нас на обед в уцелевшую от пожара школьную столовую. Заходим – а там портреты выпускников: шесть профессоров, Герой Советского Союза. Школа с серьезной историей, далеко не в каждом селе есть подобная. Решили, в итоге, что надо восстанавливать. 4 мая, когда мы туда приехали, останки школы ещё дымились, а 1 сентября дети уже в новую школу пошли.
Это был важный и нужный проект, и не надо было никого убеждать, что школу построить надо. Была сформулирована правильная идея. А когда идея правильная, она всегда работает – и результат получается. Те же депутаты Законодательного Собрания, которые очень часто «фрондой» стояли, в этот раз бюджет в нужном направлении очень быстро откорректировали. Нашли средства в целевой программе «Социальное развитие села Иркутской области на 2011-2014 годы».
Все, думаю, понимали: это не просто стройка, это — инвестиции в людей. Я несколько раз приезжал потом в Булусу и видел, как вокруг новой школы стали поправлять и красить заборы, убирать территорию. И это совершенно нормальная реакция. Помню, в рамках празднования Сурхарбана мы открывали в селе Баяндай физкультурно-оздоровительный комплекс. Перед открытием люди цветы из своих домов принесли и в газон возле комплекса натыкали. Понятно, что на следующий день все эти цветы завяли. Это выглядит наивным, вызывает улыбку, но это радует. Приятно, что люди видят новый современный объект и стараются, чтобы вокруг было красиво.
Скажите, Сергей Владимирович, а сейчас какие-то контакты с Усть-Ордынским Бурятским округом у вас происходят?
— Постоянно. Если честно – меня это самого немного удивляет. Я — солдат, отработал три с половиной года. Задачу, которую мне ставили – выполнил. Один близкий друг мне говорил – пройдет полгода, и о тебе забудут. Но пока получается по-другому: обращаются, встречаются по разным вопросам. Перед выборами приходят за помощью.
Деньги даёте?
— Любые варианты возможны. Можно и деньги. Почему нет? С единственным условием: я всегда поддерживал тех людей, у которых есть, что предложить, и есть за что отчитаться.
Есть какие-то люди – в том числе и на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, которые являются для вас авторитетами, к которым вы обычно обращаетесь за советом?
— Те люди, к которым я мог так обратиться, к сожалению, уже не с нами. Первый такой человек – это Людмила Михайловна Берлина. Мы были с ней знакомы ещё задолго до губернаторства. Она – настоящий профессионал с высокой юридической культурой. Когда я стал губернатором, то каждый ее приход в мой кабинет был сопряжен с вопросами про Усть-Ордынский Бурятский округ. Она его любила, считала своим, и сопровождала меня в каждой поездке в эту территорию — а ездил я очень часто. Много споров у нас с ней было, но, тем не менее, все эти споры потом приводили к хорошему результату. Я очень благодарен ей за совместную работу.
Экс-губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко — о Людмиле Михайловне Берлиной
Не могу не сказать несколько слов о Валентине Григорьевиче Распутине. Это человек, мыслящий уникально, нестандартно. Мы с ним познакомились давным-давно. У него в жизни было немало непростых, трагических событий, и я его старался поддержать в такие минуты. Он принимал активное участие в строительстве церкви в Усть-Уде. Тогда его подвели и лесники, и строители. Мы с ним ездили в Усть-Уду, пытались решить вопросы, и я обратил внимание, что, когда он туда приезжал, лицо у него светлело, глаза становились счастливыми. Во времена моего губернаторства он сильно за меня переживал, старался помочь советом, добрым словом. И я всегда удивлялся его способности понимать жизнь.
Какие перспективы Усть-Ордынского Бурятского округа вы видите?
— Округ – это самобытный этнос, уникальная история, которую может сделать частью туристического продукта. Сейчас мы говорим, что туристическую повестку Иркутской области формирует Байкал. Но в таком варианте, как он существует сейчас, Байкал – разовая история. Человек однажды сюда приедет и больше никогда не вернётся. Надо расширять туристические возможности региона, и Усть-Ордынский Бурятский округ должен занять в этом плане лидирующие позиции.
Что касается сельского хозяйства, то моё мнение, которое я озвучивал ещё во время губернаторства, остаётся неизменным: здесь надо строить большой современный агропромышленный комплекс. Соответствующие технологии уже есть – например, я их видел в Чехии. Зачем изобретать велосипед? В своё время в Усть-Ордынском Бурятском округе мы начинали создавать «социалку», десятки миллионов рублей направляли на сельское хозяйство. Тем самым делали вклад в людей, чтобы они там оставались, чтобы были рабочие места. Но настала пора выходить на иной уровень – делать крупное цивилизованное производство. Возможно, не каждому такая идея понравится, но говорить, что нам не нужно развитие, что мы всегда так жили и будем дальше так же жить – это тупиковый путь.
Нередко слышу разные мнения о том, что было бы, если бы округ остался самостоятельным субъектом. Наверное, он мог бы получить свой вектор развития, и для этого есть предпосылки, учитывая, что это — национальное образование. Но я бы смотрел на этот вопрос шире. Вот, например, Бурятия сейчас стала частью Дальнего Востока – и абсолютно правильно сделала. Я тоже боролся за то, чтобы Иркутская область вошла в Дальневосточный округ. Если бы это случилось – у нас появилась бы масса дополнительных возможностей. При таком раскладе Иркутская область стала бы форпостом для развития Сибири и Дальнего Востока. А в нынешнем контексте – мы сами по себе. И вряд ли сейчас мы кому-то нужны, как бы мы не убеждали себя в обратном и не говорили о своей уникальности.
Периодически всплывает вопрос со строительством нового аэропорта. Поселок Усть-Ордынский называют одной из возможных площадок…
— Раньше в Усть-Ордынском был хороший запасной аэродром с отличными характеристиками, но его сейчас застроили – и я думаю, это самый объективный ответ на вопрос, необходим ли здесь аэропорт. Он здесь никому не нужен, никто его здесь не построит. Поймите: всё имеет объективную и субъективную реальность. Нельзя субъективно, забыв про объективную реальность – прыгнуть куда-то в космос. Так и здесь: можно запланировать много, но реальность не даст это реализовать. В Усть-Ордынском должна быть современная вертолетная площадка – это моё мнение как человека, который уже много лет связан с авиационной отраслью.
У вас был свой проект Иркутского аэропорта, основанный на использовании нынешней площадки с изменением направления ВПП. Вы до сих пор считаете этот проект перспективным?
— Конечно. Корпорации держали на этот проект два миллиарда. Если бы мы начали работать над этим проектом в 2015 году, как и планировалось, то в 2018 году этот аэропорт уже бы появился. И это был бы не просто абы какой аэропорт, а один из лучших в мире с огромным грузовым терминалом, центром обслуживания «Боингов». Это безо всяких шуток. В своё время этот проект в Иркутске критиковали, но, учитывая особенности нашего общества, критика — это показатель того, что ты идешь в нужном направлении. Когда я был губернатором, меня мало волновало – поймут меня или не поймут, критикуют или нет. Если бы я думал только об этом, я бы ничего не сделал. Я работал в том направлении, которое считал верным, и я рад, что за те три с лишним года, пока я стоял во главе Иркутской области, я успел немало сделать, в том числе и для Усть-Ордынского Бурятского округа.